Парламентаризм в Рязанской области: история и современность

E-mail Печать PDF

– История парламентаризма берет начало с древнерусского вече, Земских соборов, важнейших реформ второй половины девятнадцатого века. Первыми представительными органами в Рязанской губернии стали земства. В сентябре-декабре 1865 года открылись первые уездные и губернское собрания, которые оставили нам достойные примеры повседневной заботы о нуждах граждан, внесли свой вклад в развитие демократических традиций.

В конце 1905 – начале 1906 годов в Российской империи состоялись первые в ее истории парламентские выборы – в Государственную Думу I созыва. Эта компания стала для жителей Рязанской губернии новым опытом участия в политической жизни страны.

Здание Дворянского собрания. Рязань. Конец XIX века

Февральская революция уничтожила монархию и тем самым поставила вопрос о создании новых государственных учреждений. Уже 3 марта был создан Рязанский временный исполнительный комитет общественных организаций, который взял на себя всю полноту власти в губернском центре. Рязань была первым из губернских городов центральной России, расположенных южнее Москвы, где была установлена Советская власть. Произошло это мирным, а не вооруженным путем. Собравшиеся 3 декабря 1917 года в здании Дворянского собрания 165 делегатов из 12 уездов провозгласили переход всей власти в губернии в руки Советов. Тем самым по всей ее территории было юридически оформлено изменение политического строя. На съезде приняли решение о создании Совета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С декабря 1917 года по январь 1918 года советская власть и ее органы были утверждены во всех уездах губернии. Затем на протяжении января-февраля 1918 года образовались волостные Советы.

14-17 февраля 1918 года на II губернском съезде Советов было принято решение о прекращении деятельности на территории губернии земских и городских органов самоуправления. Их полномочия и материальные средства передавались волостным и уездным съездам Советов рабочих и крестьянских депутатов и их исполкомам. К 1 апреля 1918 года городские думы и управы дореволюционного периода прекратили свое существование.

С тех пор парламентаризм в масштабах всей страны и в нашем регионе прошел очень важные этапы своего развития. Более 20 лет назад вместе с молодым российским государством начала формироваться современная парламентская система страны. Это было время становления федерального законодательства, и одновременно депутаты в регионах пытались освоить новую для них законотворческую работу, создать правовую базу для развития субъектов Федерации. Деятельность регионального законодательного органа на современном этапе началась 27 марта 1994 года с избранием Рязанской областной Думы первого созыва (1994-1997 гг.).

За более чем два десятка лет мы вместе со всей Россией сделали то, на что другим государствам потребовались многие десятилетия и даже века.

Первый созыв Рязанской областной Думы стал настоящей школой областного парламентаризма. Были приняты законы, на основе которых начали формироваться органы местного самоуправления, складываться основы бюджетной и социальной политики в регионе. Подготовлена законодательная база, которая позволила впервые провести всенародные выборы главы администрации Рязанской области и депутатов последующих созывов. Была заложена правовая основа деятельности самого парламента.

Менялась ситуация в стране, в регионах, менялись и задачи для законодательных органов власти. У депутатов второго и третьего созывов (1997-2005гг.) в приоритете были вопросы государственного строительства, бюджетной политики, поддержки отечественных товаропроизводителей. В этот период был принят Устав (Основной закон) Рязанской области, для эффективного использования бюджетных средств создана Счетная палата Рязанской области. Стали разрабатываться на перспективу областные целевые программы по самым различным направлениям. Был утвержден целый блок базовых социальных законов, в том числе о лекарственном обеспечении, о молодежи, о библиотечном деле.

С конца 90-х годов начался период стабилизации федеральной и региональной законодательной базы. В 1999 году вступили в силу ключевые конституционные и базовые федеральные законы, в частности это законы об общих принципах организации законодательных и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ, об общих принципах организации местного самоуправления. В этой связи в стране началась широкая кампания по приведению регионального законодательства в соответствии с федеральным. И в нашем регионе эта работа активно велась, только в Устав Рязанской области было разработано и внесено более 300 поправок. Приняты также 29 законов об утверждении границ муниципальных образований.

За время работы Думы четвертого созыва (2005-2010гг.) значительно укрепилась финансовая система региона. Были приняты законы «О межбюджетных отношениях в Рязанской области», «О бюджетном процессе в Рязанской области». Депутатами проделана большая работа по расширению программно-целевых методов бюджетного планирования, утверждены Инвестиционная программа области, Концепция развития промышленной политики области, Градостроительный кодекс.

Депутаты Рязанской областной Думы пятого созыва (2010-2015гг.) принимали активное участие в работе по обеспечению единого правового пространства. Десятки утвержденных нормативных правовых актов направлены на социальную поддержку населения, модернизацию здравоохранения и образования, создание комплексной системы охраны материнства и детства. Одно из стратегических для региона направлений – поддержка АПК. В условиях решения задач по импортозамещению дополнительные бюджетные средства выделялись на реализацию программы развития агропромышленного комплекса, компенсацию части процентной ставки по краткосрочным кредитам, развитие растениеводства, субсидирование производства и реализации молока. Депутаты законодательно обеспечивали выполнение программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного фонда. Результатом законотворческой деятельности также стал пакет законов в сфере государственного устройства: «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области», «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области вопросов местного значения».

В пятом созыве принят целый блок законов общественно-политического значения (о выборах и порядке отзыва Губернатора, государственной поддержке социально ориентированных НКО, проведении публичных мероприятий на территории области, референдуме и местном референдуме), работа над которыми шла с привлечением широкого круга общественности, политических партий, научных и профессиональных сообществ.

Действующий ныне VI созыв избран 13 сентября 2015 года. Выборы проходили по смешанной системе: 18 мест заняли победители по одномандатным округам и 18 депутатов – по спискам партий. В региональном парламенте сформированы и работают четыре депутатских объединения – фракции партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

VI созыв депутатов Рязанской областной Думы

Основные направления своей законотворческой деятельности мы определяем исходя из майских указов Президента РФ, задач, поставленных в послании Федеральному собранию и приоритетов социально-экономического развития региона. В своей работе мы также ориентируемся на обращения, инициативы людей, которые доверили нам представлять в Думе свои интересы.

В прошедшую осеннюю сессию депутаты основное внимание традиционно уделяли бюджетным и налоговым вопросам, которые во многом определяют жизнедеятельность региона в текущем году. Одним из центральных вопросов стал закон об областном бюджете на 2016 год. Ввиду сложившейся экономической ситуации главный финансовый документ спланирован только на один год, впервые является бездефицитным и направлен на сокращение государственного долга. Бюджет сформирован в программном формате: в рамках 18 государственных и 11 ведомственных целевых программ распределено почти 95% средств. 74 % бюджетных расходов направляется на поддержку социально незащищенных категорий граждан, оказание услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Предусмотрены в полном объеме ассигнования на индексацию пособий, стипендий, регионального материнского капитала, повышение зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы. Кроме того, ряд принятых нами законов обеспечивают поддержку малого и среднего бизнеса.

Гербовый зал здания Благородного (Дворянского) собрания – объекта культурного наследия, где проходят заседания Рязанской областной Думы

В этом году и депутатам, и правительству области предстоит работать над повышением доходной части бюджета, ростом налогооблагаемой базы, сокращением неэффективных расходов. Вместе с исполнительными органами власти региона нам предстоит создать необходимую правовую базу для реализации антикризисного плана, программ импортозамещения, социально-экономического развития Рязанской области.

Последние несколько лет наблюдается укрепление институтов гражданского общества, усиление политической конкуренции, расширение методов и форм взаимодействия с исполнительными и представительными органами власти. Меняется и механизм принятия законов. Все больше возможностей для участия в законотворческом процессе появляется у представителей общественных организаций, профессиональных сообществ, жителей нашей области. Все социально важные законопроекты проходят предварительное обсуждение в форме публичных слушаний, «круглых столов», расширенных заседаний комитетов. У нас есть понимание, что только сообща можно эффективно решать вопросы, с которыми к нам обращаются люди, принимать реально действующие законы, развивать территории.

Основными принципами нашей работы по-прежнему являются открытость, укрепление межпарламентских связей. Депутаты принимают активное участие в парламентских слушаниях, заседаниях «круглых столов» и иных мероприятиях, проводимых палатами Федерального Собрания РФ. Совет законодателей Российской Федерации, действующий с 2012 года при обеих палатах федерального парламента, стал гораздо эффективней обеспечивать прямое представительство интересов регионов на федеральном уровне. Региональным парламентам стало легче выйти с какой-либо инициативой на федеративную площадку, привлечь внимание к проблемам конкретного субъекта, обсудить региональную повестку на высшем уровне. В феврале 2015 года прошли Дни Рязанской области в Совете Федерации, и мы использовали эту возможность, чтобы внести свои предложения по развитию сельского хозяйства, сферы ЖКХ, представить инвестиционный, туристический потенциал региона.

Со времен первых уездных и губернских собраний очень многое изменилось – и в экономике, и в политике, и в общественной жизни страны. Более чем 20-летняя деятельность регионального парламента в новейшей истории отражает этапы развития не только российского права, но и самого государства. Эти периоды имели разную динамику, отличались и числом принятых законов и приоритетов в работе разных созывов, однако есть то, что все прошедшие периоды объединяет – это следование конституционным нормам, курсу на демократическое развитие. И, несмотря на множество новых вызовов и текущих проблем, четко прослеживается опора на фундаментальные ценности российского общества, на наши исторические традиции.

Для депутатов регионального парламента всех созывов важнейшим был и остается принцип преемственности поколений. К 150-летнему юбилею Земской реформы в России в стенах Рязанской областной Думы открыта музейная экспозиция «История Рязанского земства». Впервые за 100 лет экспонируются исторические документы, рассказывающие о деятельности Рязанского земства, становлении местного самоуправления. Создана уникальная портретная галерея земских деятелей, которые находились у истоков парламентаризма с 1864 по 1918 годы.

В настоящее время перед депутатским корпусом стоят новые задачи по законодательному обеспечению осуществляемых в стране политических и экономических реформ, выполнению всех социальных программ и принятых обязательств, улучшению качества жизни граждан. Рязанская областная Дума будет эффективно решать стоящие перед регионом задачи, способствовать развитию российского парламентаризма и процветанию родного края.

Музейная экспозиция «История Рязанского земства», приуроченная к 150-летнему юбилею Земской реформы в России