Порядок обжалования

E-mail Печать PDF
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Вопросы обжалования в судебном порядке нормативных правовых актов, принятых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в настоящее время регламентированы Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Указанными законодательными актами определена подведомственность споров, связанных с оценкой нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе принятых законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (часть 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации). Граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод (часть первая статьи 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В силу положений пункта 2 статьи 20 КАС РФ в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Рязанской областной Думы рассматривает Рязанский областной суд. При этом административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, не подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (часть 5 статьи 208 КАС РФ).

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться: лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы; общественные объединения в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данных общественных объединений в случае, если это предусмотрено федеральным законом (части 1 и 2 статьи 208 КАС РФ).

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Исключение составляет административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим, которое может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта (части 6 и 7 статьи 208 КАС РФ).

Принятые Рязанской областной Думой решения ненормативного характера могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Рязанской областной Думы, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются Арбитражным судом Рязанской области по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24.